29 апреля 2009 •

Дизельный двигатель придумали немцы, довели до ума французы, а русские, несмотря на все это, относятся к нему настороженно. Возможно, посаженному на солярочную диету Ford Mondeo получится развенчать этот миф?

Ford Mondeo Diesel. Дым в отечестве

Ford Mondeo Diesel. Дым в отечестве

Дизельный двигатель придумали немцы, довели до ума французы, а русские, несмотря на все это, относятся к нему настороженно. Возможно, посаженному на солярочную диету Ford Mondeo получится развенчать этот миф?

Не надо бояться

Если вспомнить, каких грандиозных успехов благодаря моторам, запатентованным Рудольфом Дизелем, добились советские танкостроители, то настороженное отношение наших соотечественников к силовым установкам данного типа удивляет вдвойне. Но факт, как говорится, это нечто фактическое. 500-сильный 12-цилиндровый двигатель Т-34 в начале 40-х годов прошлого века перевернул представление о современной боевой гусеничной машине. После войны дизель в сознании наших сограждан накрепко связался с тепловозами, самосвалами или, на худой конец, автобусами. На владельцев легковушек с дизельным мотором в СССР смотрели как на прокаженных.

Да что там Советский Союз! До недавних пор владельцы чадящих и чихающих дизельных иномарок, привезенных со свалок Европы, вызывали сочувствие у родных и близких. Что, братишка, на нормальный бензиновый мотор денег не наскреб?..

Справедливости ради надо признать, что — настоящая дизельная революция произошла буквально только что. Ещё 10–15 лет назад дизели с предкамерным впрыском топлива были шумными, вибронагруженными и не слишком быстрыми. И лишь затем началась эпоха прямого впрыска, «коммон рейла» и прочих пьезоинжекторов. Эти инженерные чудеса всего за десяток лет полностью перевернули представлении о дизеле. Нынче он не только экономичнее и экологичнее, но и подчас быстрее бензинового коллеги. Более 50% всех выпускаемых сегодня в Европе автомобилей дизельные, тогда чего же мы с вами так боимся?


Сами виноваты

Вообще-то Ford припозднился на вечеринку дизельных моделей. Вплоть до середины 90-х в конструкторском бюро «Голубого овала» то ли не видели перспектив развития для моторов такого типа, то ли просто гоняли чай. Задуманные тогда дизельные моторы Ford на фоне двигателей от Volkswagen и Peugeot выглядели примитивно. Каждый, кто хоть немного ездил на 1,8-литровом турбодизельном Focus подтвердит — сильных сторон у этого мотора мало. Не самый экономичный, шумный, недостаточно приемистый.

И тогда Ford решил, обратится к тем, кто собаку съел на дизельных разработках, — к специалистам Peugeot. Достаточно сказать, что первым европейским автомобилем, совместившим дизель и турбонаддув в 1978 года стал Peugeot 604. Сразу видно, Ford обратился по адресу.

Но называть это партнерство равноправным не справедливо. Ведь в объединенную группу инженеров-разработчиков вошло около 200 мотористов Peugeot и… только один человек, работавший на Ford. Впрочем, схема «мозги ваши — деньги наши» оказалась более чем эффективной.

Знакомые хоромы

Вполне логично, что внешне дизельный Ford не отличается от своих бензиновых коллег. Лишь скромные шильдики TDCI выдают в нем любителя солярки. Ничего особенно, за исключением тахометра с укороченным рабочим диапазоном, нет и в салоне. И это неплохо. Ведь Mondeo в исполнении Titanium X — настоящее произведение искусства. Звучит пафосно, но это правда!

Великолепные как по форме и обитые искусственной замшей «Алькантара» сиденья, а также авангардная панель приборов Ford IP Cluster III создают ощущение автомобиля классом выше. С другой стороны, базовый Mondeo в исполнении Core или Trend — совсем другая тема. И если к отсутствию престижной «Алькантары» на сидениях в базовых версиях относишься с пониманием, то упрощенная приборная панель явно расстраивает. Платить же около 17 700 руб. за футуристичный IP Cluster — это сильно.


Впрочем, этот досадный момент да ещё, пожалуй, пластиковый кожух рулевой колонки, выполненный из невообразимо дешевой пластмассы — единственное, в чем можно серьезно упрекнуть салон Mondeo. В остальном же он хорош. Широкий и просторный диван, оптимально расположенные органы управления, отделочные материалы высокого качества, хорошая обзорность, громкая музыка, эффективный система микроклимата. Не слишком ли я его перехваливаю? Пожалуй, не слишком.

Разносторонний талант

Нажимаю на маленькую серебристую кнопочку Ford Power, и под капотом тихо начинает басить дизель. При этом свойственные ещё пять-шесть лет назад всем дизельным легковушкам вибрации на руле или рычаге коробки передач отсутствуют.

Традиционно дизельный мотор более эффективен с механической трансмиссией. Гидротрансформатор «автомата» размазывает достаточно скромный мощностной потенциал двигателя, да и излишняя тяговитость ему ни к чему. 140-сильный TDCI Mondeo — совсем другое дело. Турбодизель с «ручкой» требует легкого привыкания. Тяги мотора чуть-чуть не хватает в самом низу рабочего диапазона, поэтому при трогании нужно поднять стрелку тахометра буквально до 1000 об/мин.

Но знаете что? С 6-ступенчатым «автоматом» (а в России, к слову, предлагается только такая версия) все только лучше. Уже хотя бы потому, что риск заглохнуть отсутствует по определению. С точки зрения динамики тоже никаких разочарований.

По максимально скорости версия с «автоматом» уступает «механике» всего-ничего — 205 против 210 км/ч, и разгон до сотни весьма убедительный — 10,2 сек. Ещё сильнее впечатляет эластичность. Скажем с 80 до 110 км/ч на высшей передаче такой Mondeo ускоряется за 10,6 сек — на 1,5–2 сек. быстрее сравнимых по мощности бензиновых коллег.


Что все это означает для водителя? Бодрый разгон в городе, позволяющий состязаться в светофорных стартах, уверенные обгоны на шоссе, когда не нужно рассчитывать каждый маневр с хирургической точностью, а также наплевательское отношение к степени нагруженности. С пятью пассажирами и набитым багажником 140-сильный Mondeo набирает скорость также уверенно, как и если в салоне сидит только водитель.

Но самое феноменальное — это расход топлива. Достаточно тяжелый Mondeo (снаряженная масса дизельного седана с АКП составляет ровно 1,5 т) даже в городском рваном темпе с частыми разгонами, торможениями и обязательном стоянием в пробках, укладывается в 10 литров солярки на сотню пробега. На шоссе экономичность так и вовсе сказочная.

При крейсерской скорости в 130–140 км/ч Mondeo выпивает около 7 литров дизтоплива на сотню. А учитывая внушительный 70-литровый топливный бак Ford превращается в идеальную машину путешественника.

«Гран-Туризмо» для экономных

Но если 2-литровый 140-сильный Mondeo кажется бодрым и задорным по динамике, то каким же должен быть его более мощный брат? И предчувствия меня не обманули. Турбодизель объемом 2,2 л и мощностью 175 л.с. — это настоящий ураган. А как ещё, если уже к 1750 об/мин по тахометру в вашем распоряжении сразу 420 Нм крутящего момента! Тепловоз!

Ускорение на передачах столь стремительно, что единственным преткновением впечатляющего разгона является… затруднения при переключении скоростей наверх. Нет, к 6-ступечнатой коробке передач претензий никаких. Четкость её работы изумительная. Но малый рабочий диапазон дизельного мотора и коротко нарезанные передаточные числа шестиступки означают, что с рычагом нужно управляться как повар-профессионал с кухонным ножом.


Зато наградой станут не только всего 8,7 сек. ускорения до первой сотни, но смешной расход топлива. 8,4 л на сотню пробега несерьезно для такого темперамента. Скажем, 225-сильный Mondeo с бензиновым мотором 2,5Turbo выпивает больше даже в смешанном цикле. При этом бензиновая версия не намного быстрее, зато стоит чуточку дороже. Так что 2,2-литровый TDCI вполне можно рассматривать как антикризисный спортседан — быстрый и экономичный.

Не забывать о шайбе

Этот Ford, равно как и некоторые модели Land Rover и Jaguar, оснащен специальной системой заправки Easy Fuel («Легкая заправка»). Её задача — не допустить попадания в бак дизельного автомобиля бензина и наоборот. Происшествия подобного рода в Европе — проза жизни, которая каждый год обходится автовладельцам и страховым компаниям в миллионы евро.

Работает Easy Fuel до гениального просто. Вся фишка в разнице диаметров заправочных пистолетов. Калибр дизельного шланга чуть больше и когда вы пытаетесь засунуть в горловину пистолет с 95-м, датчик, почуяв неродной размер, запирает страховочную шайбу. Казалось бы великолепная защита от дурака. От дурака-то — конечно, но только не от суровой русской действительности. Даже в Москве ещё попадаются АЗС, оснащенные устаревшим оборудованием, где диаметр заправочных пистолетов одинаковый для любого типа топлива. Именно для этого в багажник каждого дизельного Mondeo дилер обязан положить специальную «унифицированную» воронку, которая поможет избежать конфуза в подобной ситуации.

Будем брать?

С нынешней весны завод Ford во Всеволожске освоил, наконец, выпуск Mondeo. Но цены на автомобиль, тем не менее, выросли. Самый дорогой 175-сильный дизельный Ford среднего класса — это универсал в исполнении Sport за 1 232 500 руб., 5-дверный хэтч на 15 000 дешевле. И даже учитывая, что по сравнению с ценой 2,5Turbo вы немного экономите, это все равно очень дорого. А вот менее претенциозный 2-литровый TDCI доступнее. 140-сильный седан с АКП в комплектации Trend (базовое оснащение здесь не супер-пупер, конечно, но в кризис жить можно) стоит 900 500 руб. Всего на полторы тысячи дороже бензинового Mondeo с мотором 2,3 л — менее быстрого и куда как более прожорливого. Ну что, вы готовы, наконец, дать дизелю шанс?!

Дмитрий Анатольев

Технические характеристики

Хэтчбек/Седан/Универсал

Длина (мм) 4830/4840/4830
Ширина (мм) 1885
Высота (мм) 1500/1500/1545
Колесная база (мм) 2850
Дорожный просвет (мм) 150
Снаряженная масса (кг) 1480/1480/1500
Раб. объем двигателя (см3) 1997
Макс. мощность (л.с.) 140 при 4000 об/мин
Макс. крутящий момент (Нм) 320 при 1750 об/мин
Разгон 0-100 км/ч (с) 10,2*
Средний расход топлива (л)
7,1*

Цена (руб.)

от 900 500 руб. (прайс-лист от 01.05.2009)

* Данные для автомобиля с 6-ступенчатой АКП

Источник – AUTOMANIA.RU

Источник: automaniaru