1 марта 2008 •

Александр ДИВАКОВ, Юрий ВЕТРОВ | Фото Степана ШУМАХЕРА

У нынешних художников-постмодернистов есть такое понятие — перформанс. Это некое действо, часто абсурдное. Например, скакать по выставке голышом, в одном ошейнике, изображая собаку, — это перформанс: мол, все люди звери. Или стоять в гамаке на лыжах. Ведь главная цель — шокировать, привлечь внимание!

«Заряженный» в отделении Opel Performance Center однообъемник Opel Zafira OPC — тоже явный перформанс. Абсурдный по сути: зачем семейному компактвэну 240-сильный турбомотор? Впрочем, Ford тоже имеет в своем активе нечто подобное — Ford S-MAX 2.5 Turbo с «пятеркой» мощностью 220 л.с. Его-то мы и сравним с бешеной Зафирой.

Хотя на самом деле — почему бы и нет? Если есть «заряженные» хэтчбеки — такие, как Opel Astra OPC и Ford Focus ST, — то почему их горячие турбосердца не пересадить компактвэнам? Ведь задачи у однообъемников ровно те же, что и у «хот-хэтчей»: в будни доставлять хозяина от дома до работы и обратно, в выходные — семейный выезд, а в свободные минуты — активный драйв. Просто у владельца однообъемника семейство побольше, а детишки по­взрослее. Но пороху в пороховницах ничуть не меньше!

Маленький пухлый руль, тесное кресло — спорткар, а не семейный автомобиль!
Опелевская система навигации стоит всего 14700 рублей, но она не русифицирована и плохо ориентируется даже в Москве Нажатие кнопки Sport изменяет алгоритм работы амортизаторов электронноуправляемого шасси IDS Plus, снижает производительность электронасоса усилителя руля и активирует «спортивный» режим работы ESP

Причем Ford S-MAX изначально ориентирован на динамичную езду — агрессивно скалится воздухозаборниками, злобно щурит глаза-фары и выгибает дугой спину, как кот перед атакой. И то, что внешне версия 2.5 Turbo ничем особым не выделяется — не велика беда.

А вот стандартная Zafira — сама скромность. Поэтому опелевцам во что бы то ни стало надо было уйти от скучного обывательского имиджа. И вот Zafira OPC ощетинилась жерлами глушителей, накладками, спойлерами… Тюнинг! В салоне — массивные «ковши» Recaro с синими вставками, «карбоновые» панельки, маленький пухлый «бублик»-руль. Возбужденный нажатием кнопки турбомотор сердито гудит на холостых. Так и хочется поскорее отпустить «ручник», стилизованный под авиационный рычаг управления тягой, выжать сцепление, загнать рычаг коробки влево и вперед — и…

Чума! Под яростный и сухой рев, как у Lamborghini, 240 «турболошадей» несут. Первая передача — взрыв. Вторая — ракетное ускорение. Третья вновь вдавливает в спинку сиденья. А на спидометре уже… Ой, мама!

Ford S-MAX Opel Zafira
В «боевом» режиме Ford S-MAX отвлекает внимание водителя большим дисплеем HMI посередине комбинации приборов, а Zafira OPC — «мультяшным» оформлением шкал
В объемистых перчаточных ящиках Форда и Опеля можно спрятать не один десяток пар гоночных перчаток

Но попытка успокоиться и поехать неспешно обречена на провал: турбояма у высокофорсированной «четверки» глубже Марианской впадины. Ниже 2500 об/мин мотор просто не тянет — ни на четвертой, ни даже на второй передаче. Ты нажимаешь на газ в попытке хоть как-то успеть за потоком, стрелка тахометра лениво ползет по шкале… И вдруг в совершенно непредсказуемый момент Zafira OPC дер­гается вперед — и уносится под свист турбокомпрессора.

На ходу Zafira OPC напоминает необъезженного жеребца — причем не только из-за взрывного, дерганого турбомотора. На прямой Opel шарахается из стороны в сторону на колеях, при резких турбоускорениях и даже при сбросе газа, сопровождая это рывками на руле. Огромные колеса с иным вылетом явно изменили плечо обкатки — оно стало неоптимальным. Из-за мощного фонового усилия на руле водитель не в силах точно скорректировать рыскание Зафиры, и обычная поездка превращается в изматывающее родео. На извилистых дорожках кайфа тоже немного. На входе в поворот баранка неожиданно пустеет — будто автомобиль попал на голый лед. А под сброс газа в вираже Zafira OPC активно забрасывает корму — того и гляди занесет! Причем нажатие кнопки Sport, активирующей «спортивный» алгоритм работы ESP и электроусилителя руля, а также увеличивающей «жесткость» амортизаторов IDS Plus c электронным управлением, ничуть не улучшает взаимопонимания с автомобилем.

Ford S-MAX Opel Zafira
S-MAX радует образцово четкими и легкими переключениями — привод коробки Зафиры работает хуже
Микроклимат приятнее регулировать в Опеле: рукоятки обрезинены, а вся информация отражается на цветном дисплее навигации. Зато фордовский климат-контроль с маленькими «крутилками» — раздельный

Только приноровившись к провалам реактивного действия и доверившись интеллигентной системе стабилизации, можно ехать быстро. Но комфорта при этом — ни грана! Спортивная подвеска — экстремально жесткая, а широченные 18-дюймовые колеса с низкопрофильными шинами не сильно помогают сглаживать неровности. И активация режима Sport, само собой, делает подвеску еще жестче.

Хотели спорта — получите! Вибрации двигателя, лишенного балансирных валов ради более легкой раскрутки, отдаются зудом даже на сиденьях третьего ряда. Низкочастотный гул турбомотора закладывает уши уже через четверть часа…

Как вам перспектива такой семейной поездки? С нервными ударными ускорениями, с постоянными тряской и рысканием?

Правда, с полной нагрузкой Zafira OPC становится менее строптивой — лучше стоит на прямой, мягче реагирует на отклонения баранки и действия педалью акселератора, в виражах ведет себя однозначнее и более покладисто. А излишняя зажатость руля в околонулевой зоне ослабевает из-за уменьшившейся нагрузки на передние колеса.

Через мощный валик подушки опелевских «ковшей» Recaro приходится в буквальном смысле перелезать
На заднем диване Зафиры с цельной подушкой — комфорт только для двоих Трястись в тесноте на креслицах третьего ряда Зафиры OPC — истинный перформанс

Но фокус в том, что Ford S-MAX 2.5 Turbo гораздо приятнее в управлении! Хоть с нагрузкой, хоть без оной.

Тут тюнингом не пахнет: серьезный гармоничный автомобиль. Пусть кресло с тканевой обивкой здесь попроще — равно как и руль с более тонким ободом. Но мотор… Никаких «взрывов», никаких «провалов» — двигатель уверенно вытягивает с самых «низов» и беспрекословно откликается на нажатие педали газа. Передачи перещелкиваются легче и четче. И пусть S-MAX при разгоне немного отстает от Зафиры OPC за счет меньшей на 20 л.с. мощности и более «растянутых» передач, но править его «турболошадьми» намного легче.

А как логично и правильно S-MAX подчиняется командам штурвала! На ровном автобане он строго следует намеченным курсом, сопровождая любые отклонения баранки четким нарастанием усилия. На выбоины и колеи почти не реагирует. В виражи ныряет послушно, легкая баранка предельно информативна. И мягко, идеально точно «доворачивается» под сброс газа.

Интерьер Форда хорош, особенно если не обращать внимания на обилие деталек «под хром» и на изъяны в подгонке панелей
Валики на спинке «полуспортивного» кресла Форда развиты недостаточно У каждого пассажира — свое отдельное кресло, простора гораздо больше: ведь S-MAX на 265 мм длиннее Зафиры

Причем расплачиваться за управляемость ничем не нужно — плавность хода превосходна. Да, в прошлом тесте S-MAX на низкопрофильных 18-дюймовых летних шинах показался нам жестковатым в сравнении с такими «бархатными» автомобилями, как Mitsubishi Grandis и Renault Scenic (см. АР №18, 2006). Но сейчас Ford «обут» в 16-дюймовые нешипованные зимние шины Dunlop SP Winter Sport 400. Кстати, у Зафиры OPC был тоже нешипованный Dunlop модели SP Winter Sport M 3.

Ford S-MAX — безоговорочный победитель этой дуэли. Он просторен и удобен — даже в пятиместном исполнении S-MAX удостоился более высокой оценки, чем семиместная Zafira. Он очень быстр — и одновременно весьма комфортен. Редкая гармония во всем, включая дизайн. Неудивительно, что за прошлый год куплено 417 «горячих» Эс-Максов с турбомоторами. И это — несмотря на их дороговизну: цены только начинаются от 932 тысяч рублей ($38500).

Ford S-MAX Opel Zafira
«Газ до отказа, а там поглядим!» Но это не секторы газа, а рычаги стояночного тормоза

А 240-сильная Zafira — это перформанс отделения Opel Performance Center. Автомобиль, созданный не столько для какой-то определенной категории покупателей, сколько для самих себя. Это попытка крикнуть на весь мир: «Смотрите, Opel может сделать самый быстрый, самый горячий компактвэн! Мы построили семейный однообъемник, который прошел Северную Петлю Нюрбургринга менее чем за девять минут!»

А как возить на этой бешеной скамейке жену и детей, что выслушивать от них после получаса постоянных рывков и тряски — дело десятое…

Самое интересное, что «духовным отцом» 240-сильной Зафиры можно считать… Анатолия Федоровича Лапина. Ведь это он, уроженец довоенной Риги и автомобильный дизайнер-самоучка, начинавший свою карьеру в General Motors, был отправлен в середине 60-х годов в Рюссельсхайм для «подъема» опелевского духа. И именно Лапин тогда предложил заняться «заводским тюнингом» — форсировать моторы Кадетов, Рекордов и Дипломатов...

Ford S-MAX Opel Zafira
Для перевозки тумбочек и холодильни­ков складывать у Зафиры цельный задний диван с разрезной спинкой не в пример труднее, чем фордовские отдель­ные кресла, трансформируемые одним движением буквально за секунду. S-MAX лучше приспособлен и для перевозки менее громоздкой поклажи: багажник больше, а погрузочная высота меньше

Хотите включиться в опелевский перформанс? Тогда Zafira OPC может стать вашей — она всего на 30 тысяч рублей ($1240) дороже, чем хуже оснащенный S-MAX 2.5 Turbo. Но когда будете разводиться, не говорите, что мы вас не предупреждали: Zafira OPC — не семейный, а антисемейный автомобиль! Правда, у опелевцев есть и менее экстремальная 200-сильная Zafira, и мы очень хотели взять на тест и ее, но не смогли найти. Ведь в прошлом году таких машин было продано всего восемь.

Сдается нам, что цифры продаж 240-сильных Зафир будут примерно такими же…

Экспертные оценки Авторевю
Оцениваемые параметры Макс. балл Автомобили Комментарии
Ford S-MAX 2.5T Opel Zafira OPC
Эргономика 200 158 150 Единственный недостаток обеих машин — приборы. Ford выигрывает в обзорности за счет больших зеркал и чистоты боковых стекол в слякоть.
Рабочее место водителя 100 78 80
Обзорность 100 80 70
Динамика 320 300 280 Ford азартен и покладист, а Opel быстрее, но похож на необъезженного жеребца. Радость — только в стартах со светофора, но резкие турбоподхваты Зафиры мешают в пробках.
Разгонная динамика 100 100 95
Тормозная динамика 120 110 110
Управляемость 100 90 75
Ездовой комфорт 240 195 160 На фоне зубодробительной Зафиры S-MAX мягок и плавен, а рычащий мотор Опеля перекричит с десяток Фордов. S-MAX может похвастать еще и раздельным климат-контролем.
Плавность хода, виброзащита 90 70 55
Акустический комфорт 80 65 50
Микроклимат 70 60 55
Комфорт салона 240 204 190 «Детские» места в багажнике Опеля не компенсируют разницы с Фордом в просторе на среднем ряду. Раздельные кресла Форда легко складываются, а с цельным диваном Опеля надо повозиться.
Пассажирские места 80 73 71
Багажник 80 66 64
Трансформация салона 80 65 55
Суммарный балл 1000 857 780  

Паспортные данные
Параметры Автомобили
Ford S-MAX 2.5T Opel Zafira OPC
Тип кузова 5-дверный универсал 5-дверный универсал
Число мест 5 (7) 7
Объем багажника, л 285—2000* 140—1820*
Снаряженная масса, кг 1681 1665
Полная масса, кг 2420 2200
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 5, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 2522 1998
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 83,0/93,2 86,0/86,0
Степень сжатия 9,0:1 8,8:1
Число клапанов 20 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 220/162/5000 240/177/5600
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 320/1500—4800 320/2400
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая
Передаточные числа  
I 3,39 3,82
II 2,05 2,16
III 1,43 1,48
IV 1,09 1,07
V 0,87 0,88
VI 0,70 0,74
задний ход 3,23 3,55
главная передача 4,00 3,94
Привод передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые
Шины 215/60 R16 225/40 R18
Максимальная скорость, км/ч 230 231
Время разгона 0—100 км/ч, с 7,9 7,8
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 13,3 13,4
загородный цикл 7,1 7,4
смешанный цикл 9,4 9,6
Емкость топливного бака, л 70 58
Топливо бензин АИ-95—98 бензин АИ-95—98
* Со сложенными сиденьями второго и третьего рядов

Некоторые результаты измерений Авторевю
Параметры Автомобили
Ford S-MAX 2.5T Opel Zafira OPC
Время разгона, с 30—80 км/ч (II) 4,38 4,02
30—100 км/ч (III) 9,06 8,08
80—120 км/ч (VI) 12,89 11,01

Оснащение участвовавших в тесте автомобилей
Оснащение Автомобили
Ford S-MAX 2.5Т Opel Zafira OPC
Цена базовой версии, руб./$* 932000/38500 962000/39750
Фронтальные подушки безопасности + +
Боковые подушки безопасности передние + +
Подушка защиты коленей водителя +
Надувные занавески + +
АБС + О
Система динамической стабилизации О +
Адаптивная подвеска с электронным управлением +
Усилитель рулевого управления + +
Мультифункциональное рулевое колесо + +
Регулируемая по углу наклона и вылету рулевая колонка + +
Отделка рулевого колеса кожей + +
Электрообогрев лобового стекла П
Регулировка передних сидений с электроприводом +**
Обогрев передних сидений П +
Вентиляция передних сидений О
Внутреннее зеркало заднего вида с автозатемнением П О
Центральный замок (дистанционный) + +
Центральный замок с системой бесконтактного доступа О
Противоугонная сигнализация О
Климат-контроль + О
Двухзонный климат-контроль +
Электропривод и обогрев наружных зеркал + +
Электропривод складывания наружных зеркал О
Электростеклоподъемники передних и задних дверей + +
Складывающееся раздельно заднее сиденье + +
Продольная регулировка заднего сиденья + +
Спинка заднего сиденья, регулируемая по наклону + +
Складываемый третий ряд сидений +
Проем для перевозки длинномеров +*** +***
Подлокотник задних сидений +
CD-магнитола П +
Запуск двигателя кнопкой +
Датчик освещенности П П
Датчик дождя П П
Маршрутный компьютер + +
Круиз-контроль О О
Панорамная крыша О
Радар парковки передний О +
Радар парковки задний О +
Обивка салона кожей +
Биксеноновые фары О О
Адаптивные фары ближнего света О
Противотуманные фары + +
Омыватель фар О +
Легкосплавные колеса +
Полноразмерное запасное колесо –**** –****
Окраска «металлик» О О
Шины Dunlop SP Winter Sport 400 215/60 R16 M+S Dunlop SP Winter Sport M 3 225/45 R18 M+S
Цена тестируемого автомобиля, руб./$ 1083300/44760 1215000/50200
* По курсу $1=24,2 руб.
** Только сиденье водителя по высоте
*** Опускается спинка среднего сиденья
**** Ремонтный комплект (герметик, компрессор)
(+) Комплектация базовой версии
(–) В базовой комплектации отсутствует
(О) Опции, установленные на участвовавшие в тесте автомобили
(П) Оснащение, входящее в пакетную комплектацию тестируемого автомобиля


Гарантия безопасности

Opel Zafira OPC в базовой комплектации оснащается только четырьмя подушками безопасности (фронтальные и боковые), АБС и системой стабилизации, а надувные занавески нужно заказывать дополнительно. Ford S-MAX 2.5 Turbo уже «в базе» располагает семью подушками безопасности, включая «коленную» для водителя.

И S-MAX, и Zafira с обычными моторами прошли краш-тесты EuroNCAP — и заработали самую высокую оценку в пять звезд. Особенно отличился S-MAX, получив максимальные баллы за все три краш-теста! Успеху Форда при фронтальном ударе способствовали «коленная» подушка безопасности и фирменная конструкция рулевой колонки, подтягивающая руль к передней панели при ударе. А Zafira потеряла два балла из-за потенциально травмоопасной рулевой колонки.

Так же хорошо Ford и Opel защищают детей: оба заработали по четыре звезды из пяти. А безопасность пешеходов одинаково средненькая — две звезды из четырех возможных.

Ford S-MAX* ★★★★★
Общий рейтинг 36 баллов
Фронтальный краш-тест 16 (100%)
Боковые краш-тесты 18 (100%)
СНРБ** 2
Защита пассажиров-детей 39 (80%)
Защита пешеходов 13 (36%)
Снаряженная масса 1743 кг
* Испытания проводились по методике EuroNCAP
** Наличие сигнализации о непристегнутых ремнях безопасности

Opel Zafira* ★★★★★
Общий рейтинг 33 балла
Фронтальный краш-тест 14 (88%)
Боковые краш-тесты 18 (100%)
СНРБ** 1
Защита пассажиров-детей 37 (76%)
Защита пешеходов 16 (44%)
Снаряженная масса 1448 кг
* Испытания проводились по методике EuroNCAP
** Наличие сигнализации о непристегнутых ремнях безопасности

Oбзорность

Замеры суммарного угла «слепых» зон на уровне глаз водителя ростом 178 см (в среднем положении кресла по высоте) не отражают реального преимущества Форда — большие треугольные окошки, не сравнимые с «амбразурами» Опеля, просто не попадают в «поле зрения» прибора. Фордовские зеркала больше по площади и лучше по форме. К тому же в слякоть S-MAX не так сильно, как Zafira, забрасывает грязью боковые стекла.

Обзорность через внутрисалонное зеркало у обоих «на троечку»: Opel огорчил торчащими подголовниками, а Ford — маленьким проемом заднего окна

Автомобиль Суммарный угол обзора, град. Суммарный угол «слепых» зон, град.
Ford S-MAX 2.5T 266,0 94,0
Opel Zafira OPC 268,0 92,0

Что почем?

Компактвэн Opel Zafira OPC можно купить за 962 тысячи рублей ($39750), причем базовая комплектация странная: роскошные кожаные кресла Recaro и красивые 18-дюймовые легкосплавные колеса соседствуют с простеньким кондиционером и отсутствием электроприводов и обогрева зеркал, датчиков света и дождя. С ними цена поднимется до 985 тысяч рублей ($40700), но семиместный S-MAX 2.5 Turbo со схожим оснащением будет дороже на 120 тысяч рублей!

Впрочем, за счет многочисленных опций и Zafira OPC может стать очень дорогой: у нас на тесте была машина с навигацией (14700 рублей), поворотными биксеноновыми фарами (34500 рублей) и другими радостями жизни, что довело цену до 1 млн 215 тысяч рублей ($50200).

Менее мощная 200-сильная Zafira оценивается минимум в 839 тысяч рублей ($34670). Трансмиссия, как и у версии OPC, — только шестиступенчатая «механика».

Гарантия — два года без ограничения пробега. Продажей автомобилей Opel занимаются 86 дилеров в 52 городах России.

Ford S-MAX 2.5 Turbo уже в базовой комплектации Trend за 932 тысячи рублей ($38500) имеет раздельный климат-контроль и семь подушек безопасности. Но салон — простой, колеса — стальные. Доплата за три ряда кожаных кресел — 94400 рублей, 17-дюймовые легкосплавные колеса обойдутся в 28500 рублей, система стабилизации — в 39 тысяч рублей. «Наш» S-MAX щеголял только системой ESP, стеклянной крышей и ксеноновыми фарами, но на ценнике красовалась сумма в 1 млн 83 тысячи рублей ($44760).

Гарантия — два года или 100000 км пробега. Продажей автомобилей Ford занимается 141 дилер в 88 городах России.


Что еще?

Выбор компактвэнов с мощными двигателями для россиян невелик — у нас продаются разве что Volkswagen Touran с «двухнаддувным» двигателем 1.4 TSI (170 л.с.) и соплатформенный Seat Altea FR с турбомотором 2.0 TFSI (200 л.с.). Быстрый Touran оснащается преселективной роботизированной коробкой передач DSG и предлагается по цене от 960370 рублей ($39680*), а Seat Altea за 975500 рублей ($40310) комплектуется только шестиступенчатой «механикой». В руках экспертов Авторевю побывал только Volkswagen Touran с менее мощной 140-сильной версией мотора 1.4 TSI (см. АР №18, 2007), но и он запомнился «драйверской» настройкой шасси и жесткой подвеской — даже при полной загрузке.

Кроме того, есть полноприводный компактвэн Seat Altea Freetrack за 1 млн 40 тысяч рублей ($42980), который оснащается тем же двухлитровым 200-сильным турбомотором и шестиступенчатой «механикой», что и Altea FR.

Ford Mondeo Seat Altea FR Opel Vectra OPC

Хоть какую-то альтернативу «заряженным» однообъемникам могут представить только мощные универсалы. Такие, как Skoda Octavia RS (2,0 л, 200 л.с.) с шестиступенчатой механической коробкой передач по цене от 945 тысяч рублей ($39050): «драйверская» настройка шасси, отменный разгон и комфорт семейного автомобиля. Или более крупный Volkswagen Passat Variant c тем же мотором 2.0 TFSI — вместительная машина с шестиступенчатым «автоматом» стоит от 1080800 рублей ($44660). В отличие от двухсотсильной Октавии, такой Passat не претендует на звание «заряженного», но все равно быстр.

Еще один вариант — Saab 9-3 SportCombi 2.0TS (210 л.с.) по цене от 969 тысяч рублей ($40040). Или универсал Ford Mondeo с тем же турбомотором мощностью 220 л.с., что и у тестового Эс-Макса: от 1 млн 1000 рублей ($41360). Есть «универсальная» альтернатива и у фирмы Opel, причем не одна. Универсал Opel Vectra Caravan с «турбошестеркой» объемом 2,8 л (250 л.с.) и шестиступенчатым «автоматом» предлагается за 1 млн 60 тысяч рублей ($43800), а Vectra OPC с форсированным до 280 л.с. мотором и механической коробкой передач стоит 1 млн 180 тысяч рублей ($48760). Вот только Vectra скоро будет снята с производства — на подходе преемница Insignia, в том числе и в «заряженной» версии с полным приводом, как у Сааба 9-3 Turbo X.

Skoda Octavia RS Peugeot 407 SW Subaru Forester
Volkswagen Passat Variant Saab 9-3 SportCombi Volkswagen Touran

Даже Peugeot может предложить вариант — универсал 407 SW с двигателем V6 2.9 (211 л.с.) и шестиступенчатым «автоматом» стоит 1 млн 163 тысячи рублей ($48060).

Наконец, в апреле на российском рынке должен появиться полноприводный универсал Subaru Forester нового поколения, который стал заметно крупнее и просторнее предшественника. Цены пока не известны, но в любом случае новичок будет дороже, чем нынешний Subaru Forester с турбомотором 2.5 (230 л.с.) за 1 млн 7900 рублей ($41650).

* По курсу $1=24,2 руб.

Источник: АвтоРЕВЮ